Дюша Романов

Андрей Романов, более известный как Дюша, родился 28 июля 1956 года в Ленинграде в семье, далекой от искусства. Учился в одном классе с Александром Ляпиным (впоследствии гитаристом "Аквариума") в математической и музыкальной школах. Одно время в той же школе, классом младше учился Александр Титов (впоследствии басист "Аквариума"). В 13 лет начал играть рок-музыку вместе с Ляпиным во "взрослой" группе в Институте Эталонов имени Менделеева. Примерно в 1968 году познакомился с Борисом Гребенщиковым (оба дружили с обитателями пионерского лагеря ВТО, нынешнего Союза театральных деятелей). Несколькими годами позже, еще обучаясь в школе, Дюша ездил в стройотряд с однокурсниками Гребенщикова по Университету. В 1972 году создал свою группу "Странно растущие деревья" вместе с Алексеем Карповичем. Эта группа репетировала в той же комнате, что и только что образовавшийся "Аквариум". В тот момент клавишником "Аквариума" числился Александр Васильев, приятель Джорджа Гуницкого (одного из основателей "Аквариума") по Медицинскому институту. Он не смог участвовать в концерте, Гребенщиков попросил сыграть Дюшу, и Дюша как-то автоматически перестал заниматься своей группой и остался в "Аквариуме".

После школы Дюша поступил на факультет мостов и тоннелей ЛИИЖТА (Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта), хотя сначала собирался поступать на тот же факультет ПМ-ПУ в Ленинградский Университет, где уже учился Борис. Через три года бросил институт, сделав окончательный выбор между гуманитарными науками и точными в пользу первых. Мы не говорим в пользу музыки, поскольку Дюша дольше других поступал в разные высшие учебные заведения и бросал их. Отслужив в 1977-1979 годах в армии, поступает сначала в ЛГИТМиК (ленинградский театральный институт), потом в Педагогический институт имени Герцена на отделение английского языка, а в 1982 году учится на факультете журналистики ЛГУ.

Первоначально Дюша играет в "Аквариуме" только на клавишах, а так же поет второй голос. Затем он знакомится с Ричардом Майером, американским партнером по группе "За" Леонида Тихомирова, играющим на флейте. Под впечатлением от этого знакомства, а также под влиянием театрального режиссера Эрика Горошевского Дюша начинает играть на флейте. Нужно добавить, что уже тогда любимой группой Дюши становится Jethro Tull, солист которой, Ян Андерсон, как все знают, играет на том же инструменте.

В 1974 году, как и другие участники "Аквариума", Дюша увлекается театром. Постепенно импровизационные спектакли на ступенях Инженерного замка перерастают в настоящую театр-студию под руководством профессионального режиссера, ученика Г.Товстоногова Эрика Горошевского. В отличие от остальных аквариумистов, он не играет в оркестре театра. Горошевский считает Дюшу перспективным актером, и он исполняет главные роли во всех спектаклях. В это время Дюша практически оставляет музыку, но в конце 70-х все же делает окончательный выбор в пользу "Аквариума" и играет в нем вплоть до официального самороспуска группы в 1991 году. С 1989 года кроме флейты и клавишных, Дюша играет на акустической гитаре.

Осенью 1997 года создает собственную группу "Трилистник", в первую программу которой вошли песни, писавшиеся в свободное от "Аквариума" время. В первом составе "Трилистника" играют практически все тогдашние участники "Аквариума", а также барабанщик 70-х годов Майкл Кордюков.

С момента своего основания "Трилистник" служил своеобразной кузницей кадров для "Аквариума": именно здесь впервые возникают аккордеонист Сергей Щураков, ударник Юрий Николаев, звукооператор Олег Гончаров. Не в пример другим проектам аквариумистов, "Трилистник" существует вплоть до 1998 года, когда волею Дюши превращается в Dusha-group.

С 1988 по 1992 году Дюша пишет музыку для серии телеспектаклей Ленинградского телевидения по мотивам ирландских сказок, где также снимается как актер. Тогда же он пишет музыку к так и не вышедшему спектаклю Смоленского драматического театра "Принцесса Брамбилла".

В 1991 году Дюша вновь пробует себя как журналист, а скорее как бытописатель, публикуя в газете "Арокс и Штер" (возникшей по инициативе Гребенщикова газете "Аквариума", создававшейся силами самой группы) многосерийный текст "Никанор и я. Всеобщая теория маршрутов", посвященный географии ленинградских розливов.

В конце 80-х - начале 90-х годов Дюша пишет музыку для кино. Сначала как и другие аквариумисты, к фильмам Сергея Соловьева "АССА", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", потом - для художественных фильмов режиссера Александр Бурцева "Город", "Время Х", "Полнолуние".

В конце 80-х - начале 90-х Дюша начал писать картины, даже периодически выставлялся с группой художников "Митьки", апологетом которой он являлся в то время, как и другие аквариумисты. Правда, в последние годы он поменял свое мнение о митьках и всячески от них открещивался, как, впрочем, и Гребенщиков. При том выставлялся вместе с ними в Манеже на 15-летии этой группы художников. Летом 1997 года Дюша увлекся модной танцевальной музыкой, сделал рейв-версию проекта "Про Ухо", выступив в качестве DjДюха и успешно исполнял её в петербургских рейв клубах.

Весной 1999 года закончил книгу "История АКВАРИУМА. Книга Флейтиста". С весны 2000 года был ди-джеем на "Радио РОКС-Петербург". Начал работу над музыкой к фильму-сериалу по бестселлеру Дмитрия Вересова "Черный ворон".

Дюша Романов умер 29 июня 2000 года в 22 часа 40 минут от острой коронарной недостаточности во время концерта с Николаем Рубановым ("Аукцыон") в петербургском клубе "Спартак". Похоронен на Волковском кладбище.

 

На главную

Hosted by uCoz